Коммерческое предприятие
Б. П. Балуев выделяет и другой фактор, влиявший на печать и определявший ее «желтизну». Этим фактором было развитие капиталистического предпринимательства в газетно-издательском деле. В монографии подчеркивается, что в середине прошлого века под влиянием процесса развития капитализма наметились «признаки нового отношения к издательскому делу как к выгодному коммерческому предприятию» . Автор справедливо отмечает, что особенно широкое распространение предпринимательской деятельности наблюдалось в газетном деле. Появляется тип издателя-капиталиста, который главную свою цель видит не в популяризации социальных идей и литературных произведений, а исключительно в получении максимального дохода. В работе прослеживается история газетных предпринимателей А. С. Суворина, Н. И. Пастухова, С. Н. Худекова, превратившихся в дельцов-миллионеров. Проникновению в область печати капитализма, расцвету в ней духа делячества и наживы посвящена отдельная глава монографии.
В книге утверждается, что издание «было типичной буржуазной газетой и по своей направленности и по принципам организации издательского дела, и по стилю работы своих сотрудников» — При этом отмечается, что «Новое время» иногда впадало в противоречия: на страницах этой буржуазно-монархической газеты можно было встретить гимны дворянскому сословию. Думается, что в данном случае не было никакого противоречия. «Новое время», являясь по своей форме капиталистическим предприятием, выражало интересы в первую очередь дворянства, паразитировало на дворянской идеологии, что обусловило поддержку газеты правящей верхушкой и гарантировало Суворину спокойное и прибыльное существование его газетного предприятия. В социально-политической позиции газеты, и в форме, характере ее издания и заключалось внутреннее противоречие «Нового времени». Другой вопрос, насколько эта линия удовлетворяла самого издателя, который, как явствует из его дневниковых записей, иногда не разделял позиции своей газеты.