Акционерные предприятия
Примечательно, что количество и размер помещаемых акционерными предприятиями платных публикаций соответствуют цикличному характеру капиталистического производства: много в период подъема, меньше во время спада и совсем мало в период кризиса. В 1902 г., во время глубокого экономического кризиса в России, М. А. Суворин в письме к отцу сетовал на то, что из-за этого кризиса «объявления дают туго» .
В России государство непосредственным образом вмешивалось в публикационное дело. Еще с 60-х годов XIX в. Министерство финансов при утверждении уставов акционерно-паевых предприятий требовало от их учредителей включать пункты, обязывавшие эти предприятия публиковаться в определенных казенных и полуказенных изданиях. В них должны были помещаться оплаченные публикации о месте выдачи и размере дивиденда, времени открытия и окончания подписки на акции, выпуске новых акций, облигаций, закладных листов и других ценных бумаг; о времени собраний акционеров и т. д., годовые отчеты.
Регламентация обязательных публикаций осуществлялась исключительно на уровне уставов предприятий никакого общероссийского законодательства в этом дезе не существовало. В уставе Промыслового налога упоминались обязательные публикации только в органе Министерства финансов — еженедельнике «Вестник финансов, промышленности и торговли». В результате политики царской администрации к концу XIX в. сложилась система обязательных публикаций, при которой все акционерно-паевые предприятия, согласно своим уставам, должны были оплачивать огромное количество публикаций в таких казенных изданиях, как «Правительственный вестник», «Вестник финансов», «Ведомости С.-Петербургского градоначальства», в столичных и губернских «ведомостях», а позднее еще и в «Торгово-промышленной газете».