Прибыльный источник
Превращение платных публикаций в прибыльный источник привело к выделению сбора и распространения объявлений в особую сферу деятельности, что нашло свое выражение в резком увеличении числа контор и агентств по приему объявлений. Существование подобных контор и агентств вызывалось тем, что часто публикаторам было сложно непосредственно обращаться в разбросанные конторы периодических изданий и следить за правильностью исполнения заказа.
Этот вид комиссионерской деятельности зародился в России во второй половине XIX в., однако развитие и распространение получил уже со вступлением России в эпоху империализма. В 90-е годы XIX в. в Петербурге и Москве было всего четыре конторы объявлений. Затем началось бурное развитие этого вида посреднической деятельности. В 1906 г. в Петербурге насчитывалось 6 публикационных контор, в Москве— II, а в 1913 г. в двух столичных городах — уже более 40 контор и агентств по приему объявлений для периодических изданий.
Взаимоотношения между периодическими изданиями и публикационными конторами регулировались соглашениями, согласно которым посредники удерживали в свою пользу весьма значительную часть доходов от публикаций и со своей стороны гарантировали периодическим изданиям твердо установленный уровень финансовых поступлений от публикаций. Чем слабее была в финансовом отношении газета, тем значительнее оказывалась материальная зависимость как от рекламодателей, так и от посредников. Эта финансовая зависимость в конце концов приводила и к идейно-политической зависимости.