Первые пореформенные десятилетия
Органы желтой прессы, как уже отмечалось, стали появляться в России в первые пореформенные десятилетия, однако никогда ранее эти издания не были так многочисленны и не имели таких тиражей, как в период после поражения первой российской революции.
Крупнейшее издательство «Копейка» в Петербурге было основано в конце 1907 г. тремя деятелями М. Б. Городецким, А. Э. Коганом и Б. А. Катловкером и сосредоточило в своих руках целый ряд газет и журналов, в их числе «Га кта-копейка», «Журнал-копейка», юмористический «Л mi ток-копейка», еженедельник «Всемирная панорама», ил пострированный журнал «Солнце России» и некоторые другие, <i «Петербургская газета-копейка» стала одной in самых многотиражных газет.
II Iдо сказать, что область копеечных изданий совершенно обой юна вниманием исследователей, занимавшим я историей отечественной прессы, главным образом и mi iv почт полного отсутствия каких-либо докумемталь — зн
Ных материалов о них. Леж ау тем «копеечные газеты» были самыми высокотиражчьгми изданиями в России, за кулисами которых стояли крупные дельцы от журнализма: М. Л. Гаккебуш-Горелов, Б. А. Катловкср и др. Они и разбогатс ш па копеечных изданиях.
К концу XIX в. российские столичные газеты стали проявлять особое внимание к финансово-промышленным, вопросам Промышленный подъем, грюндерская горячка и взрыв биржевой спекуляции, в которую начали втягиваться состоятельные слои, — все это определило повышенный интерес буржуазных газет к финансово-биржевым сюжетам. Сфера акционерной жизни стада фактически новой и о той из главных тем, по крайней мере для иерис — юв промышленного полъема, в большинстве ежедневных частных газет. Хотя капиталисты проявляли интерес к газетам и ранее, однако именно в период промышленного и биржевого ажиотажа конца 90- готов ста ш заметно ощущаться связи между газетами и финансовопромышленными кругами. Особенно это бросалось в глаза в сфере бульварной печати.
О том, сколь велика становится для газет роль платных публикаций, свидетельствует тот факт, что с 90-х годов газеты начинают вводить в редакциях не предусмотренную уставом о цензуре и печати должность ответственных за объявления. Доходы от подписки и розничной продажи отодвигаются на Еторой план. За 1903 г. издатели «Петербургской газеты» получили по статьям реализации около 12 были самыми крупными по финансовым оборотам ежедневными изданиями России. Отличаясь друг от друга своей политической позицией и издатель скими приемами, они походили друг на друга тем, что являлись выгодными коммерческими предприятиями, и тем, что получение максимального дохода было главным стимулом их деятельности. Газеты кичились своей «респектабельностью» и так называемой «независимостью», но были таковыми лишь условно, в смысле партийно-политической принадлежности, а по существу выражали интересы определенных социальных слоев и групп из среды господствовавших классов.
В газетно — издательской области, как и в других областях социально-экономической жизни России, старое иногда причудливо переплеталось с новым. Изданием, в котором это противоречие выразилось наиболее ярко, было «Новое время» Являясь крупным капиталистическим предприятием, газета была политическим рупором черно — сотенно-дворянских элементов и распространялась в первую очередь в чиновно бюрократических кругах. Иными словами, в «Новом времени» наблюдалось опреаеленное противоречие между формой издания и ее идейно-политической позицией.